МНОГО ЗВАННЫХ МАЛО ЖЕ ИЗБРАННЫХ

Слово в Неделю 14-ю по Пятидесятнице

 
«Вшед же царь видети возлежащих, виде ту человека не оболчена во одеяние брачное
Поскольку вы, братия, по милосердию Господню, вошли уже в дом брачный, т. е. в Святую Церковь, через крещение и веру, то теперь тщательно осматривайте, дабы входящий Царь не нашел чего-либо неприличным в настроении души вашей. Ибо с великим сердечным страхом надобно помышлять о том, что тотчас присовокупляется: «царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду». Что, возлюбленнейшая братия, по нашему мнению, выражается через брачную одежду, если не любовь? Ибо входит на брачный пир, но входит без брачной одежды тот, кто, числясь в Святой Церкви, имеет веру, но не имеет любви. Ибо любовь справедливо называется брачной одеждой, потому что ее имел в себе Создатель наш, когда пришел на сочетание Себя браком с Святой Церковью. Поэтому и Иоанн говорит: «Та́ко бо возлюби́ Бо́гъ мíръ, я́ко и Сы́на Своего́ Единоро́днаго да́лъ е́сть» (Ин. 3:16). Итак, Кто по любви пришел к людям, Тот эту же самую любовь назначил быть одеждою брачной. Поэтому всякий из вас, находясь в Церкви, уже пришел на брачный пир, но, если не сохраняет благодати любви, то пришел он не в брачной одежде.
   Еще надобно знать, что самая любовь к ближнему подразделяется на две заповеди, лично Истина проповедует, говоря: «итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). Но никто, любя кого-либо, не должен тотчас думать, будто он имеет любовь, если прежде не испытает самой силы любви своей. Ибо ежели кто кого любит, но любит не ради Бога, тот не имеет любви, но мнит, будто он имеет любовь. Истинная любовь состоит в том, когда и друг бывает любим в Боге, и враг бывает любим ради Бога. Почему и лично Господь говорит: «любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас» (Лк. 6:27). Следовательно, истинно любит тот, кто ради Бога любит и того, о ком знает, что сей его не любит. Это важно, это высоко и для многих в исполнении трудно, но это и составляет брачную одежду. И кто возлежа на браке не имеет ее, тот при вшествии Царя весьма должен опасаться высылки вон. Ибо вот говорится: «царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду». Эти возлежащие на браке Слова, возлюбленнейшая братия, мы, которые имеем уже веру в Церкви, питаемся пищей Св. Писания, радуемся сочетанию Церкви с Богом. Прошу осмотреться, в брачной ли одежде пришли вы на этот брачный пир, с особенным вниманием пересмотрите свои помышления. Осмотрите сердца свои со всех сторон, не имеете ли вы какой-либо ненависти, не завидуете ли чужому счастью, не питаете ли тайной злобы к кому-либо.
Вот и Царь входит на брачное пиршество и осматривает расположение нашего сердца, и тому, кого находит не одетым любовью, тотчас во гневе говорит: «друже! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Весьма удивительно, возлюбленнейшая братия, что Он и другом называет его, и отвергает, как бы говоря так: ты и «друже» и «не друже», «друже» по вере, а «не друже» по делам. «Он же умолча», потому что, — о чем говорить нельзя без слез, — на оном суде последнего воздаяния не будет никакой причины к извинению и сказать будет нечего. Но между тем надобно знать, что кто имеет эту одежду добродетели, но не в совершенстве, тот не должен отчаиваться в прощении при входе Царя Святого; потому что Сам Он, подавая нам через Псалмопевца надежду, говорит: «Несодѣ́ланное мое видѣстѣ очи Твои, и въ книзѣ Твоей вси напишутся». (Пс. 138:16). Но, сказав это немногое в утешение падающего и слабого, теперь обратимся к тому, кто решительно не имеет этой надежды.
«Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов». Тогда решением совести связываются ноги и руки у тех, которые не хотели быть связанными для нечестивых дел исправлением жизни. Или иначе: тогда свяжет наказание тех, которых связало уклонение от добрых дел. Ибо ноги тех, которые не хотят посетить больного, и руки, которые ничего не дают от благостяжания нуждающимся, уже связаны волей. Следовательно, те, которые ныне связываются пороком добровольно, тогда против воли связываются наказанием. И хорошо говорится, что он выбрасывается во тьму внешнюю. Потому что «внутренней» тьмою мы называем слепоту сердца, а «внешней» тьмою — вечную ночь осуждения. Итак, там против воли отсылается во внутреннюю тьму, в ночь осуждения тот, кто здесь добровольно пал во внутреннюю тьму, в слепоту сердца. В той тьме «плач и скрежет зубов» для того, чтобы там скрежетали те зубы, которые здесь услаждались обжорством; чтобы там обливались слезами те глаза, которые здесь вращались от непозволенных пожеланий, так как подвергнутся особому наказанию порознь те члены, которые здесь служили различным порокам.
«Много званых, мало же избранных». Возлюбленнейшая братия, весьма страшно то, что мы выслушали. Вот все мы, уже призванные, верой пришли на брачный пир Царя Небесного, но в будущий день суда Царь приидет. Мы знаем что призваны, но избранные ли мы, этого не знаем. И, следовательно, тем каждому из нас необходимо смиряться. Ибо некоторые не начинали еще быть добрыми, а некоторые начали добрые дела, но не устояли в них. Иной по видимому всю жизнь провел в нечестии, но под конец жизни через слезы строгого покаяния возвращается от своего «нечестия», другой по видимому проводит жизнь избранных, и, однако же, случается, что он под конец жизни склоняется к нечестию заблуждения. Итак, каждому тем более должно бояться за себя, чем менее он знает о том, с чем останется в конце. Поэтому, часто надобно повторять, и никогда не оставлять в забвении, что «много званых, мало же избранных». Аминь.
   ПО СВТ. ГРИГОРИЮ ДВОЕСЛОВУ