СЛОВО НЕ ЕВАНГЕЛИЕ О ЧУДЕ УМНОЖЕНИЯ ХЛЕБОВ

СВ. ПРАВ. ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО
Слово в неделю восьмую по Пятидесятнице

Нынешнее Евангельское чтение, возлюбленные братья и сестры, повествует нам о милосердии Господа к людям и Его Божественной, всемогущей силе, именно – говорит об исцелении многих больных и о чудесном насыщении пяти тысяч народа чудесно умноженными пятью малыми хлебами и двумя рыбами.
Оно научает нас той истине, что Господь Иисус Христос есть Творец всего, Жизнодавец и Питатель наш, и Врач душевный и телесный; Он сотворил и творит в изобилии всякие плоды земные в пищу и наслаждение наше; Он посылает с небес дожди ранние и поздние; Он гремит в круге небесном и страшно осиявает молнией; Он изводит ветры из сокровищ Своих; По слову Апостола: «Им мы живем, движемся и существуем». А потому, братья и сестры возлюбленные, пользуясь всякий день различными дарами Божиими, будем благодарны за них Господу и за столь великую Его к нам любовь и столь богатый Его о нас Промысел платить Ему любовью, и, по мере Его к нам щедрот, будем взаимно щедры к ближним нашим. Если так будем поступать, то земля не перестанет произращать изобильно всякие плоды, ибо, по мере плодов любви нашей к Богу и добрых дел, и земля наполнится плодами, и не будет неурожаев и голода или тяжкой дороговизны всех потребностей. Если же будем немилостивы и жестокосердны, то и земля будет жестка под ногами нашими и не даст плода. Ничего oт нас, братья и сестры, и не требует более Господь за дары Свои и за любовь Свою к нам, как исполнения нами Его святой воли и взаимной нашей любви. Вседовольному и Всеблаженному Богу что от нас нужно? Ничего!
Посмотрите, какое трогательное сострадание являет Господь к народу, пришедшему во множестве слушать сладкое животворное слово Его и исцелиться от недугов своих! Увидев множество народа, говорит евангелист, Господь сжалился над ними и исцелил больных их. He научает ли Он этим и нас всех состраданию друг к другу и милосердию? Да, Он подает нам пример Собою всякой добродетели. «Я показал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я», — сказал Господь. Конечно, в пределах возможного. Вы не можете исцелить? Но можете сочувствовать больному, навестить его, утешить его своей любовью, помочь ему, чем и как можете; или можете накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого или купить ему какую-либо одежду и обувь и прочее.
Еще нынешнее Евангелие научает нас тому, чтобы мы не сомневались уделять ближнему и из малого, по силе своей: ибо и малое Господь силен умножить, так что «дающий нищему не обеднеет», как сказано в Священном Писании. Апостолы имели только пять хлебов и две рыбы, и думали, что не стоит и делить такую малость на столь великое множество народа. А эта малость сделалась великим множеством; все ели и насытились, да еще и осталось в сорок раз больше того, сколько было. Не бывает ли подобного чуда и ныне с людьми милостивыми? – И весьма часто. По мере даяния и Господь им подает в десять, двадцать, вο сто крат больше. По слову Псалмопевца: «Верен Господь во всех словах своих».
Но особенно нынешнее Евангелие учит нас тому, что истинный хлеб наш — хлеб не временной, а вечной жизни — есть Господь Иисус Христос; и что мы должны заботиться не только о тленной пище, но особенно – о нетленной, дающей жизнь вечную душе, – именно, о причащении Пречистого Тела и Крови Христовой, о слушании и чтении Слова Божия, которое тоже есть духовная пища душ наших; и о молитве, освящающей и насыщающей душу благодатью.
Когда народ после чудесного насыщения стал ходить за Иисусом Христом с тем, чтобы еще и еще поесть чудесного обеда, тогда Господь сказал им обличительно: «истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий». Истинно говорю вам: «Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда». Пища земная, тленная укрепляет только тело, а не душу бессмертную. Апостол говорит: «Добро благодатию утверждати сердца, а не брашны, от которых не получили пользы пристрастные к ним… Пища для чрева, и чрево для пищи, Бог же и то и другое уничтожит».
Итак, братья и сестры, стараясь о пище тленной, более позаботимся о пище духовной, которою питается бессмертная душа наша – о причащении Тела и Крови Христовой, о слушании и чтении Слова Божия и о молитве общественной и домашней. «Хлеб живота вечного да будет ми Тело Твое Святое, благоутробне Господи, и честная Кровь, и недуг многообразных исцеление». Аминь.