ПОЧЕМУ ИАКОВ ОБМАНОМ ПОЛУЧИЛ БЛАГОСЛОВЕНИЕ ОТ ИАКОВА?

Во время Великого Поста за богослужением читаются некоторые книги Священног Писания Ветхого Завета, в том числе — Бытие. Многие благочестивые христиане, не имея возможности ежедневно присутствовать на церковном богослужении, восполняют этот пробел домашним чтением. При чтении естественно возникают вопросы.  Например, раб Божий Владимир задал такой вопрос: «Почему Иаков вместо Исава обманом получил благословение от Иакова?» Попробуем вкратце ответить на этот вопрос, опираясь на учение Святых Отцов.

Во-первых, надо отметить, что Исаак любил Исава, по выражению Святых Отцов, «естественной любовью», то есть страстной, не духовной. Как говорит Священное Писание: «Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его». (Быт. 25:28).  Вследствие этого Иаков был не способен обычным путем воспринять волю Божию относительно духовного первенства Иакова. Поэтому Господь открывает свою волю о том не Исааку, а Ревекке. Понял Иаков это и смирился с этим только после того, как открылось, что получил благословение Иаков , а не Исав. Он сам  признал справедливость того, что благословение  досталось Иакову, а не Исаву тем, что оставил свое благословение на Иакове, а не проклял его за обман, (чего и боялся Иаков). Св. Ефрем Сирин пишет: «Исаак не мог возвратить назад своих благословений. Во-первых, знал, что исполнилась тем воля Самого Господа, по сказанному Ревекке».

Кроме того, это было пророчество о том, что еврейский народ не сохранит своего первородства в вере, отвергнет Христа и его заменит младший брат – языческие народы, которые примут Христа.   Свт. Кирилл Александрийский пишет, что в истории о получении Иаковом первородства «на деле изобличен был (иудейский народ) как очень беспечный, хотя и скорый на обещание. Посему-то и уступил место другому, и его предупредил таким образом запинатель Иаков, то есть новый, верующий народ»

Приведем более подробные высказывания двух святых об этой истории. Великого светильника Церкви Святителя Иоанна Златоуста (4 век) и недалеко от нас отстоящего по времени Святителя Филарета, митрополита Московского (19 век)

СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ.

« [Исаак] сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; 3 возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, 4 и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру. 5 Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи»

Заметь здесь, возлюбленный, неизреченную премудрость Божию, и то, как отец дает такое повеление Исаву, проявляя естественную любовь; а премудрый и благоискусный Господь чрез Ревекку устрояет исполнение Своего предречения, научая нас, как велика сила добродетели и кротости нравов. Тот, и по первородству, и по расположению к нему отца, думавший иметь преимущество, вдруг лишился всего, потому что не хотел делать того, что следовало; а этот, поелику и сам по себе был добродетелен, и имел свыше споборавшую ему помощь, приобретает благословение отца против его воли. Нет сильнее того, кому помогает вышняя десница! Примечай же тщательно все, чтобы познать дивное устроение (Божие), — как одному при помощи свыше все благоприятствует, так что переходит к нему и благословение отца, а другой все теряет, сам себя погубив развращением своих нравов.

«Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне.»

Что же Ревекка, эта жена дивная, столько любившая своего сына? Поелику она так делала не по собственной только воле, но и служила орудием к исполнению вышнего предречения, то и употребляет все усилия к тому, чтобы уничтожить страх сына и внушить смелость, так чтобы он привел в исполнение этот совет.

Что же, скажет кто–нибудь, неужели Бог содействовал и такой лжи? Не просто испытывай, возлюбленный, случившееся; а узнай цель, так как не ради житейской какой–либо выгоды делалось это, а старался (Иаков) получить отеческое благословение. А иначе, если, т. е., будешь просто судить о событиях и не станешь везде искать цели, то смотри, как бы и патриарха не назвать чадоубийцею, и Финееса — человекоубийцею. Но как тот не был чадоубийцею, напротив был более чадолюбив, чем кто–нибудь другой, так и этот не был человекоубийца, а только необычайный ревнитель. Каждый из них делал угодное Богу; а потому один удостаивается свыше великой награды за послушание, а другой прославляется за ревность. И «восстал Финеес, — сказано, — и произвел суд» (Пс. 105:30). Итак, если убийство и чадозаклание было одобрено в них, потому что совершалось по воле Божией, и мы обращаем внимание не на сами события, а на цель их, и на намерение тех, кто совершал такие дела, — то тем более здесь (в истории Иакова) надобно так рассуждать.

Итак, не на то смотри, что сказанное Иаковом было ложь, но помысли о том, что сам Бог все так устроил, желая привести в исполнение свое предречение. А дабы увериться, что Бог всему этому содействовал и трудное делал легким, посмотри, как праведник не смог заметить обмана, но, поверив словам Иакова и вкусив с удовольствием принесенные яства, награждает его благословениями. Да и Исав не прежде возвращается с ловли, как уже когда все кончилось, и таким образом все показывает нам, что дело это происходило по намерению Божию.

Вот опять божественное Писание показывает, что праведник еще колебался; он говорил: «Ты ли сын мой Исав?», — чтобы из этого мы опять видели, что отец все делал, будучи побежден естественной любовью; а Бог все так устроял, провидя будущее и по добродетельным нравам назнаменуя и являя своих избранных. «Он (Иаков) отвечал: я».

«И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его, он и будет благословен»? Вот как праведник, пришедши в затруднение, и рассказывая ему о случившемся, наносит ему жестокую рану присовокуплением слов: «Я благословил его, он и будет благословен». А сделал это праведник потому, что устами его руководила премудрость Божия, дабы Исав, в точности все узнав, сам уже видел, что ему не может быть уже никакой пользы ни от первородства, ни от настоящей ловли.

СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ (ДРОЗДОВ) так поясняет разницу между промыслом Божиим и нравственной характеристикой поступка Иакова.

«Сам Иаков называет свой поступок обманом (Быт. 27:12), равно как и Исаак (Быт. 27:35). Однако Исаак не осудил Иакова, ибо не отнял хитростью похищенного благословения. Некоторые стараются дать сему происшествию лучший вид чрез открытие в нем преобразовательного знаменования; но преобразование не переменяет истории, и характер лиц или деяний прообразовательный, который зависит от устроения Божия, не исключает суждения о характере нравственном, который от свободы человеческой. Фараон не потому достоин осуждения, что был образом отверженного князя тьмы; Иаков не потому прав, что был образом избранных и предопределенных благодатию. Если что может объяснить и оправдать его поступок, то разве примечание нерешимости в Исааке, который для благословения Исава желал иметь знамение от Бога, уверенность в откровении воли Божией чрез Ревекку и, наконец, то, что Исав, правым или неправым образом, впрочем, добровольно, с клятвою отрекся от первородства в пользу Иакова».

Священник Василий Полежаев