Старец Нил Крючский и святой праведный Иоанн Кронштадтский


Доклад священника Василия Полежаева на Третьих Иоанновских чтениях в Музее-квартире св. прав. Иоанна Кронштадтского в г. Кронштадт 15 июня 2024 г.

Святой апостол Павел писал Коринфским христианам: «Аще бо и многи пестуны имате о Христе, но не многи отцы: о Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих». (1 Кор. 4,15). Рожденные о Христе — это те, у кого загорелся огонь духовой жизни, у кого в душе изобразился Христос (Гал. 4,19). Только после этого могут успешно трудиться о возрастании и укреплении зародившегося нового человека Божия и «пестуны о Христе» – пастыри Христовы. Порождать людей о Христе — дело апостольское, взращивать — пастырское. Святой праведный Иоанн Кронштадтский был не только всероссийским пастырем, но и нашим русским апостолом. Он порой через одну встречу, одну беседу с человеком мог породить его в духовную жизнь и таких людей были тысячи. В большинстве своем они неизвестны, но некоторые из них так смогли преумножить полученный от Бога через отца Иоанна духовный дар, что и сами стали известными светильниками. От них, в свою очередь, зажглись огнем Христовой любви сотни других душ. Таким светильником стал и блаженный старец Нил Крючский, подвизавшийся на юге Псковщины, недалеко от старинного русского города Великие Луки. Сергий Сухлов (так звали будущего старца в миру) родился в 1850 году в крестьянской семье. Сухловы вели и небольшую торговлю на тракте, близ которого находилась их родная деревня – Федоровское. В юности Сергий был отправлен в Санкт-Петербург подзаработать на начало самостоятельной жизни и поучиться ведению торговых дел.

Столичное общество того времени было заражено либеральными и революционными идеями. В 1866 году в Петербурге было совершено первое покушение на Помазанника Божия. Выстрел Каракозова стал, по выражению ровесника старца Нила, раскаявшегося революционера Льва Тихомирова, «первым актом безумия безумного поколения». Это безумие охватило не только образованные слои населения. «Религия вообще в народе падает, — писал в том же 1866 году святитель Игнатий Брянчанинов. — Нигилизм проникает в мещанское общество, откуда недалеко и до крестьян. Во множестве крестьян явилось решительное равнодушие к Церкви, явилось страшное нравственное расстройство». Но не таков был Сергий Сухлов. Столица с ее соблазнами не повредила добрых нравов благочестивого юноши. Любимые им с детства храм и чтение духовных книг оставались его главной радостью. В столице Сергий жил до 1871 года. В этот период состоялась его встреча со святым праведным Иоанном Кронштадтским. Отец Иоанн тогда был малоизвестным священником, простым иереем (в протоиереи его возвели только в 1875 году). По словам редактора журналов «Кронштадтский маяк» и «Свет России», Николая Ивановича Большакова, лично знавшего батюшку, тот вплоть до 1883 года жил «в скромной, безвестной доле “младшего“ священника при Кронштадтском Андреевском соборе. Десятки лет его держали в «черном теле» и, говоря попросту, не давали ему хода».  В то время очень небольшой круг лиц в Кронштадте прозревал в скромном священнике великого светильника Церкви Христовой. И то, что Сергий едет к отцу Иоанну еще до того, как тот стал знаменитостью, о многом говорит. Будущий всероссийский пастырь на вопрос Сергия о том, как ему жить дальше, сказал: «Сын мой, как жил, так и продолжай жить до своего времени, а там Матерь Божия Сама управит твою жизнь».

Жизнь повернула в неожиданную сторону. Из дома пришло письмо: «Сережа, приезжай домой. Для тебя нашли невесту». А Сережа думал о монашестве и не помышлял о создании семьи. Крушение духовных устремлений повергло юношу в печаль. Много горьких слез было пролито. Он вернулся в родную деревню. Попытки уклониться от предстоящего брака не привели к успеху. Родители настаивали. Их старший сын Леонтий был болен ногами, и все надежды они возлагали на Сергия. Воспитанный в страхе Божием и послушании родителям, Сергий вынужден был согласиться, уповая на то, что это Промысл Божий о нем. По молитвам батюшки Иоанна Кронштадтского, надеялся он, Матерь Божия Сама устроит его жизнь. Сергий был повенчан с благочестивой девушкой Марией.

Молитва юноши о сохранении чистоты не осталась не услышанной. После свадьбы Сергий предложил Марии жить ради Христа как брат с сестрой. Несомненно, здесь виден пример батюшки Иоанна Кронштадтского. Новобрачная после небольших колебаний согласилась с желанием супруга. Так прожили они двенадцать лет, и вдруг Мария стала требовать «жить как все». Несогласие Сергия вызвало сильную неприязнь со стороны Марии. Она «била его, обливала помоями и по три дня не давала ничего есть». Но ведь и праведный Иоанн Кронштадтский одно время претерпевал непонимание со стороны своей супруги. Так и Сергий все терпел. Жизнь по образцу святого праведного Иоанна Кронштадтского по своей духовной высоте выше монашества, и мало кто к ней способен. И потому удивителен не срыв Марии, а то, что она держалась столько лет.

Пресвятая Богородица не оставила Сергия в час испытания. Он узнал, что в двадцати верстах от его села в месте, называемом Крюча, живет отшельник. Там пастухи наткнулись на тропинку и, идя по ней, нашли «пещеру и крест на берегу реки Демьянки, из которой живший там отшельник брал воду». Это был «трудник Алексий» — будущий старец схимонах Антоний. Сердце Сергия забилось неземной радостью, и он немедля отправился туда. «Я летел, как птичка из клетки», — рассказывал он позднее. В пути ему было видение: «высокая лестница простиралась от земли до неба, и по ней нисходило и восходило много святых ангелов». От страха и радости он упал на землю, когда же поднялся, видение не исчезло и было проводником его до самой пещеры отшельника. Старец Алексий, провидя о его приходе, заранее вышел ему навстречу. Сергий со слезами бросился к ногам подвижника и рассказал ему о своей скорби. Старец дал ему указания, как себя вести с женой, благословил вернуться домой и при этом сказал: «Чадо, возвратись домой, до своего времени, а там Матерь Божия Сама управит твой путь». Сергий был потрясен, услышав те же слова, которые ему сказал более десяти лет назад святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Когда Сергий вернулся домой, он был удивлен чудесной переменой жены. Узнав, что он был у старца на Крюче, Мария сама изъявила желание поступить в монастырь. Устроив Марию в Великолукский Вознесенский монастырь, Сергий пришел на Крючу и стал послушником старца Алексия. Три года учился послушник подвижнической жизни у отшельника. Затем старец послал его в Нилову пустынь, где через некоторое время Сергий был пострижен в монашество с именем Нил и затем вернулся на Крючу к своему духовному наставнику. Однако, спустя некоторое время, отец Нил по благословению старца вынужден был покинуть Крючу. Причина этого было беспокойство, которое стала причинять подвижникам оставившая монастырь бывшая жена отца Нила. Немного пожив в родной деревне, он по откровению от Пресвятой Богородицы ушел в глухие болота на остров Козел, ничего не взяв с собой, кроме одного топора. Здесь в полном одиночестве отшельник подвизался в посте и молитве восемь лет. Для умерщвления плоти он носил вериги и жесткую власяницу.

У отца Нила был обычай: каждый год в понедельник Светлой Пасхальной седмицы он влезал на самую высокую сосну и, обозревая все четыре стороны, как бы христосовался со всем православным миром. Старец рассказывал, что однажды, выйдя из своей пещеры (так он называл землянку), он увидел, что слетелось великое множество разных птиц и в удивлении воскликнул: “Господи! Что же это такое значит?“ И получил извещение свыше: “Ты должен их всех накормить“. Это видение предзнаменовало старческое служение людям, которое вскоре принял отец Нил.

В одной деревне жила раба Божия Мария, у которой был больной муж Иван. Его парализовало в самый день их бракосочетания. Мария безропотно несла свой крест в течение двенадцати лет. За такое терпение Матерь Божия во сне сказала ей: “Мария, иди на остров Козел, возьми хлеб-соль и одежду из чистого холста для отца Нила, который там подвизается“. Мария нашла отшельника среди непроходимых болот и получила помощь в своей беде. После этого слух о дивном подвижнике быстро распространился по округе, и люди стали приходить к отцу Нилу. Весть о нем дошла и до Санкт-Петербурга, и там заговорили о пустынножителе. Узнал об отце Ниле и владелец острова Козел, который по наущению дьявола выгнал подвижника с острова. Старец взял икону Божией Матери и топорик и вышел из своей любимой пустыньки. По воле Божией он нашел новое место для отшельничества — остров Волчуха. Хозяин этого острова, И.П. Кастюрин, подарил его в собственность отцу Нилу.

На помощь подвижнику Промыслом Божиим была послана духовная дочь почившего к тому времени старца Антония — слепая подвижница Стефанида Баранова, которая стала подвизаться вблизи отца Нила. В 1899 году она поехала в Кронштадт к Всероссийскому батюшке Иоанну. Трудно себе представить, чтобы Стефанида поехала без благословения старца Нила. Скорее всего, что эта поездка была совершена по прямой просьбе отшельника, чья духовная жизнь утвердилась от юности напутствием и молитвами святого праведного Кроштадтского пастыря.

В Кронштадте Стефанида познакомилась с Ольгой Дмитриевной Зиновьевой. Ее муж, Николай Александрович, занимался меховой торговлей в Санкт-Петербурге и имел магазины на Невском проспекте и в Большом Гостином дворе. Ольга Дмитриевна приехала к отцу Иоанну со своей душевной болью: сначала скончалась ее старшая дочь, а через пять лет — и младшая. Стефанида рассказала Ольге Дмитриевне об отшельнике Ниле, и они вместе отправились к нему. Вероятно, праведный Иоанн Кронштадтский и благословил их поехать к отцу Нилу. В отшельнике Ольга Дмитриевна обрела благодатного утешителя и духовного руководителя. Вскоре у нее умерли муж, невестка и сын. И когда Ольга Дмитриевна пришла к отцу Нилу со своим горем, он предварил ее рассказ следующими словами: «Не плачь, надейся на Бога, таково попущение Божие». Старец посоветовал Ольге для облегчения загробной участи ее близких построить на острове храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери с приделами в честь святых небесных покровителей ее семейства, а также корпус для сестер и все необходимые монастырские постройки.

Рядом с островом Волчуха близ деревни Ляхово по благословению старца на средства О.Д. Зиновьевой за два года были построены дорога, храм и женская обитель в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Храм и обитель в 1903 г. были освящены Псковским епископом Сергием (Ланиным). Старицей-наставницей новой обители стала Стефанида, которая приняла сначала монашеский, а затем и схимнический постриг с именем Серафима. Старец Нил продолжал жить отшельником в трех верстах от общины. И старец, и старица не только устрояли монашескую жизнь в общине, но и духовно помогали жителям окрестных деревень. Псковские епархиальные ведомости того времени так свидетельствуют об этом: «С горем, с радостью, с нуждой, с избытком идут крестьяне к ним и у них получают и утешение, и советы, и благословения на предприятия свои».

Когда жизнь общины наладилась, отец Нил, избегая человеческой славы и желая найти удовлетворение своей пустыннолюбивой душе, вновь ушел на пустынные подвиги — сначала в Бачурино, а затем на Крючу, место своего первоначального послушничества у старца Антония. Здесь отец Нил поселился в пустовавшей келье своего почившего наставника, и к нему снова стали приходить люди за духовной помощью. Старец Нил — как и праведный Иоанн Кронштадтский, которого называли народным пастырем — также был духовным помощником и молитвенником главным образом простых русских людей: крестьян, рядовых горожан и купечества. После революции 1917 года на Крючу пришла подвизаться и схимонахиня Серафима со своими духовными чадами. Около 1920 года Псковский епископ Геннадий (Туберозов) рукоположил отца Нила в священный сан к построенному на Крюче — по инициативе и с благословения старца Антония — храму в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Строительство этого храма в свое время объединило многих почитателей старца Антония. Живое участие в организации его строительства принимал и старец Нил. О возведении крючского храма знал и Всероссийский батюшка святой праведный Иоанн Кронштадтский, который пожертвовал на это благое дело 100 рублей. Вскоре после рукоположения отец Нил был пострижен в схиму с оставлением прежнего имени. К нему из ближних и дальних мест приходили за духовным советом люди. Многие свидетельствовали о благодатной помощи, полученной по молитвам старца и о его даре прозорливости. Среди посещавших отца Нила были и жители деревни Воево Алексей и Анастасия. Они были женаты, но по благословению старца, жили как брат и сестра. Примечательно, что жизнь святого праведного Иоанна Кронштадтского старец Нил ставил образцом не только для себя, но и для своих чад. Однажды, когда Алексей и Анастасия пришли к старцу, тот запретил их впускать в келию. Они удивились, но не ушли. Было много посетителей, но супруги терпеливо ждали и со слезами молились Богу, недоумевая о происшедшем. После того, как старец отпустил всех посетителей, он велел передать им, чтобы они пригласили священника отслужить дома водосвятный молебен и окропить свое жилище. Только после этого отец Нил благословил прийти к нему. Тогда они поняли, что старец провидел их грех, которому они не придали значения. Они пустили в свой дом сектантов и не воспрепятствовали им служить по-своему.

За три года до своей смерти старец Нил сделал большой крест и поставил его перед окном своей келии. На нем он сделал надпись: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня… И кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот недостоин Меня» (Мф.10, 37). Также старец написал на кресте год, месяц и число своей будущей кончины: «1924 г. 26 октября» (по старому стилю). В этот день, заранее простившись со старицей Серафимой и духовными чадами, приняв таинство Елеосвящения и причастившись Святых Христовых Тайн, отец Нил отошел ко Господу. Подвижнические подвиги на Крюче старца Нила были продолжены старицей Серафимой, замечательной подвижницей, которая будучи слепой, не только морковку полола, но и неоднократно заранее провидела грядущую опасность и предупреждала о ней.

Память об отце Ниле не исчезла с его кончиной. Божественная помощь через старца верующим людям не только не прекратилась, но продолжала и продолжает изливаться неиссякаемым потоком, чему имеются многочисленные свидетельства. На его могилку на Крюче, несмотря на удаленность и труднодоступность, идут и идут люди со своими бедами и нуждами. В книге «Подвижники Крючи» приведены многие случаи чудес по молитвам к старцам Нилу и Антонию, материалы о канонизации которых готовятся в Великолукской епархии. Здесь и чудесные исцеления от онколологических заболеваний в последней стадии, помощь при тяжелых состояниях при сахарном диабете, исцеления от панариция и других болезней. Часто по молитвам к старцу Нилу Господь даровал детей бездетным супругам.

С недавних пор над могилой старца Нила установлена деревянная часовня. Историю ее появления рассказал настоятель ближайшего к Крюче храма в деревне Миритиницы, протоиерей Александр Никифоров: «Однажды приехал к нам Александр с женой из Эстонии. Сам он родом из наших мест, да теперь его родной деревни не стало. После службы в армии он женился. Жил и работал в Таллине. Супруги жили в любви и согласии, да только горевали, что деток нет. Усиленно лечились и объехали многих докторов-светил, но без пользы. А потом заболела Сашина жена. Врачи поставили неутешительный диагноз — онкологическое заболевание последней степени тяжести. Александр с детства знал о старце Ниле по рассказам боголюбивых бабушки и мамы. И в Крюче бывал. Сюда и приехали супруги в скорби, но с крепкою верою и надеждою на молитвенную помощь праведника иеросхимонаха Нила. Поставили палатку на берегу речки Демьянки и жили две недели: молились на могиле старца Нила, купались в Демьянке, пили чистую воду из речки, ходили босиком по святой крючской земле, освященной молитвами и подвигами праведников. А через полгода Александр приехал в Миритиницы. Я даже не узнал его сначала — так сильно он изменился. Сияет от счастья! С порога сообщил мне радостную весть: жена не только исцелилась от неизлечимой земными врачами болезни, но и ждет ребеночка. Радости нашей не было конца! Тут же отслужили Благодарственный молебен. Александр в благодарность старцу Нилу за его святые молитвы поставил над его могилой часовенку. Вскоре родилась у супругов долгожданная доченька. Летом на следующий год они привезли малышку в Крючу — показать отцу Нилу, их благодетелю и молитвеннику. Я крестил девочку в нашей Троицкой церкви. Назвали ее — Тамара».

Антонина Петровна — дочка служившего на Крюче после отца Нила, убиенного безбожниками протоиерея Петра Троицкого — так отвечала на вопрос о посмертной помощи старца: «Для нас было как-то даже обыденно — получать помощь от старца Нила. Мы в аптеку не ходили. Какая проблема возникает, едем на могилку старца, молимся, берем песочек с могилки, прикладываем к больному месту — и все проходит. Я затрудняюсь даже что-то особо выделить, потому что таких случаев было великое множество».

Святые Отцы говорили о начале духовной жизни: «Первая краска не теряется» (Алфавитный патерик. Об авве Исаие, 2). Очень важно, чтобы при восстановлении в падшем человеке образа Божия первая краска была наложена верно. Это не только позволит правильно наложить последующие слои, но и всегда будет особо подсвечивать и весь духовный облик человека. Такой нестираемой краской для отца Нила стала его встреча в юности со святым праведным Иоанном Кронштадтским. Взрастив полученный от великого святого духовный дар, старец Нил, благодатию Божиею, пришел «в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова». (Еф. 4,13).

Подробнее о Крючских старцах можно прочесть в книге: Свящ. Василий Полежаев. Подвижники Крючи: старец Антоний, старец Нил, старица Серафима. Изд-во «Полиелей», 2024. 

По вопросам приобретения обращаться:
+79113640058
+79113565671 (WhatsApp, Telegram, Viber)
https://vk.com/polyeleos
polieleos@bk.ru