Католический ксендз Эскрива де Балагер, причисленный папой к лицу святых в 1992 г., является типичным примером латинского подвижника. Ведущее место в его наставлениях занимает учение о богосыновстве.
«Одна из самых значительных случившихся с Эскрива историй, – пишет Д. Аллен, – произошла во время его поездки по Мадриду в 1931 году, через три года после его прозрения в День Ангелов-Хранителей, положившего начало Opus Dei. В тот день он ехал в трамвае и читал ежедневную мадридскую газету ABC, когда внезапно увидел вокруг божественное сияние, настолько потрясшее его, что он не смог сдержаться и закричал во весь голос: «Abba, Отец, Отец!»… Потом Эскрива рассказывал, что в тот момент он ошеломляюще четко осознал себя сыном Божиим – позже он стал называть это ощущение богосыновством. Идея заключается в том, что все мы – создания Божии, а искупая наши грехи через жертву Иисуса на Кресте, Бог нас усыновил, и, таким образом, мы в самом прямом смысле «дети Божии» и пользуемся всей любовью и нежностью, которые подразумевают эти отношения» .
Мнение о себе, как о любимом чаде Господа было главной идеей Эскрива, настолько, «что однажды во время «медитации» (размышления после чтения Евангелия), когда он услышал слова молодого священника о том, что основа духовной жизни Opus Dei — смирение, Эскрива выкрикнул: «Нет, сын мой, богосыновство!» Позже он пришел к такой формуле: если секулярность и освящение работы – каркас Opus Dei, то богосыновство – его фундамент».
Однако, когда мы по совести рассудим, то кто из нас, будучи в здравом уме, дерзнет назвать себя сыном Божиим? Ежедневно мы совершаем множество грехов, иногда и не замечая их. Очень часто грехи эти смертные. Сыну же свойственна любовь к отцу. Любовь же к Богу – исполнение Его заповедей. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди – говорит Господь (Ин. 14, 15). Но кто из нас может сказать, что исполнил заповеди Божии? У кого хватит на это совести или, вернее безсовестности?
Нам в пору в своих молитвах к Богу не называть себя сыном, но подобно блудному сыну, взывать: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих (Лк. 15,16). Такому воззрению на себя учит Евангелие. Вот почему преподобные Оптинские Старцы часто повторяли: «Есть смирение – все есть, а нет смирения – ничего нет».
Фундаментом же мнения Эскривы о своем богосыновстве является богопротивный порок гордости. Удивительно, но это признает даже его католический биограф, который пишет:
«На каком-то уровне идея богосыновства должна давать тем, кто серьезно ее воспринимает, удивительную безмятежность, уверенность и даже гордость».
А святой Апостол Иаков говорит: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6).
«Питер Берглар в своей биографии Эскрива пишет, что Хосемария, когда служил капелланом в монастыре Святой Изабеллы в Мадриде, проводил долгие часы перед статуей Младенца Христа, размышляя над тем, что означает быть, как Христос, Сыном Божиим».
Мнение о своем богосыновстве является общим для многих католических святых. В частности, нечто подобное произошло с Игнатием Лойлой, основателем ордена иезуитов, который утверждал, что якобы «близ Рима Бог Отец приобщил меня к Своему Сыну…».
Франциск Ассизкий также сравнивал себя с Господом Иисусом.
«Подобно Малпасу, – пишет святитель Игнатий Кавказский, – достигли в отшельничестве сильнейшей бесовской прелести Франциск д’Асиз, Игнатий Лойола и другое подвижники Латинства (по отпадении католиков от Церкви – примеч. ред.), признаваемые в недре его святыми. «Когда Франциск был восхищен на небо – говорит писатель жития его – то Бог Отец, увидев его, пришел на минуту в недоумение, кому отдать преимущество, Сыну ли Своему по естеству, или сыну по благодати – Франциску». Что может быть страшнее, уродливее этой хулы, печальнее этой прелести!»
Д. Аллен сообщает слова, услышанные им от одного нумерария (члена ордена Опус Деи), что «если бы ему было нужно перевести идею богосыновства на язык современной молодежи, это прозвучало бы примерно так: «Парень, ты чего? Ты знаешь, кто мой папаша?»». Что может быть страшнее, уродливее этой хулы, печальнее этой прелести?
Эскрива в своих трудах и проповедях выявил несколько следствий из идеи богосыновства. Согласно одному из них, «осознание богосыновства должно вызывать счастье, подлинную удовлетворенность жизнью, которые основаны на реалистичной оценке положения, а не на кратковременной эйфории. Эскрива писал: «Наш путь – это путь радости, преданной верности в служении Богу. Наша радость – это не глупая оживленная улыбка, вызванная физическим благополучием. У нее глубокие корни… Радость – это неизбежное следствие богосыновства, осознания, что мы любимы своим Божественным Отцом, который приближает нас, помогает нам и всегда нас прощает». Действительно, посетители центров Opus Dei обычно бывают поражены радостью и весельем, царящим в этих местах».
Преподобный Иоанн Лествичник обличает данное заблуждение:
«Рукою смирения отвергай приходящую радость как недостойный ее, чтобы не обольститься ею и не принять волка вместо пастыря».
Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы понять истоки радости опусдеистов.
Святые отцы учит, что истинное правильное духовное состояние – середина между излишней надеждой и отчаянием.
«Нам должно, – говорит преподобный Макарий Оптинский, – иметь веру, смирение и надежду на милосердие Божие и не отчаиваться до конца, а всегда пребывать в покаянии, болезновании сердцем и смирении; избегать же двух крайностей: излишней надежды и отчаяния, а иметь себя под всею тварию…».
В сознании Эскривы идея богосыновства была связана с Крестом, но опять же с каком-то фальшивым налетом. Он так размышлял об этом в 1931 г.: «Господи, ты сделал это так, что я понял: обрести Крест – значит неожиданно встретиться со счастьем, с радостью. И именно поэтому я с большей ясностью, чем обычно, вижу, что обрести Крест – значит отождествить себя с Христом, значит быть Христом, быть сыном Бога».
В православной традиции крест скорбей и страданий – признак любви Божией. Великие скорби – признак избрания Божия. Однако сам избранник не мнит себя сыном Божиим, а помышляет, что он достоин этих скорбей за свои грехи.
Преподобный Феодор Свирский при переходе своем в Александров монастырь столкнулся с гонениями настоятеля, который позавидовал его духовной опытности и тому, что люди стали обращаться к нему за советом. Вот как святой объяснил себе свою вину:
«Все сие случилось за тяжкие грехи мои, за мою гордость и за мой невоздержанный язык. Слава Тебе, милосердному Создателю моему и Богу, что не оставляешь меня, многогрешного и скверного, но посещаешь и наказуешь меня за мои беззакония Своим милосердием и благоутробием Отеческим».
Ничего подобного никогда не приходило в затуманенную голову Эскривы, поскольку смирение свойство одних православных, как замечает преподобный Иоанн Лествичник.
Заходя далеко в своих произвольных, не основанных на духовных реалиях рассуждения, Эскрива доходит до откровенной ереси полагая, «что каждый христианин в определенном смысле «соискупитель», имея в виду, что каждый христианин участвует вместе с Христом в работе по спасению мира. Окончательно он это сформулировал в Крестном Пути: «Господь – мой отец, хотя и посылает мне страдания. Он нежно любит меня, хотя и ранит. Иисус страдает, чтобы выполнить святую Божию волю… И я, который также хочет следовать воле Божией, идя по следам Христа, разве могу я жаловаться, встречаясь со страданиями? Это четкий знак моего богосыновства, потому что Он обращается со мной, как и со своим божественным Сыном»».
Церковь Христова знает только одного Искупителя – Господа Иисуса Христа, подвиг Которого вполне достаточен не только для искупления грехов всего человечества от его сотворения до наших дней, но и всех грядущих поколений и не нуждается ни в каких «соискупителях».
Истинные сыновья Божии считают себя хуже всех и грешнее всех. В этом фундаментальное отличие православной аскетики от латинской.
«Не играйте вашим спасением, не играйте! – предостерегает нас святитель Игнатий. – Иначе будете вечно плакать. Займитесь чтением Нового Завета и святых Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая церковь выдает за святых!); изучите в святых отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли приличны христианину. Из Писания и живой веры изучите Христа и Христианство…
Много было таких подвижников в Западной Церкви с того времени, как она впала в папизм, в котором богохульно приписываются человеку Божеские свойства и воздается человеку поклонение, подобающее и приличествующее единому Богу; много эти подвижники написали книг из своего разгоряченного состояния, в котором исступленное самообольщение представлялось им божественною любовию, в котором расстроенное воображение рисовало для них множество видений, льстивших их самолюбию и гордости».
Источник: