ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОР СТУДИТ О ДУХОВНОМ ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ

Не должно думать, что в деле поминовения усопших достаточно, совершив поминальные службы, тем и утешиться, но надлежит и духовные порождать утешения. Если кто из вас поплакал, если кто умилился, если кто сокрушился сердцем, тот сумел добре совершить память отца или брата. Вспомните прежние дни, когда мы имели их вместе с нами, потом представим себе, где они ныне, с кем пребывают каждый из братий наших почивших. Обратимся после того и к себе самим, и помыслим, не отойдем ли, спустя немного времени, и мы отсюда, и от других будем поминаемы, как теперь поминаем сами предшественников своих? Ей, так и есть. Такова участь наша: человеки есмы смертные, – не ведающие, что будет завтра. Ибо что есть жизнь наша? – Пар, на мало являющийся, потом исчезающий; цвет весенний, утром раскрывающийся, а к вечеру увядаюший.

Священное Писание так нам говорит о том:

Человек, яко трава дние его, яко цвет селный, тако оцветет (Пс. 102, 15).

Человек суете уподобися: дние его яко сень преходят (Пс.143, 4).

Всяка плоть сено, и всяка слава человеча, яко цвет травный (Ис.40, 6);

воссия солнце со зноем, и иссуши траву, и цвет ее отпаде, и благолепие лица ее погибе (Иак. 1, 11).

Так увянем и мы, так прейдем отселе, как сказали святые. Но блажен разумеваяй; блажен взыскуяй Бога (Пс. 13, 2). Блажен каждодневно нудящий себя на труды благочестия и всегда готовящийся к исходу. Придет бо, придет конец и не замедлит. Придет страшный день смерти; придет и царский вестник, с небес сойдет и речет душе: «Ну, теперь выходи, требует тебя Царь и Бог всяческих.» Но да буди нам, молитвами святых отцев наших, обрестись в готовности в час тот и без страха взяться отселе и прейти в жизнь вечную.

Текст адаптирован редакцией сайта