Митрополит Афанасий Лимасольский о духовной борьбе внутри семьи

Благодарю вас за приглашение прочитать доклад на сегодняшнем собрании, столь важном как для нас, так и для Церкви Христовой нашего мученического острова (Кипра – Прим. ред.)

Всякое деяние, творящееся внутри святой Церкви во имя Иисуса Христа, совершается Духом Святым, способствуя таким образом вашему преуспеянию перед Господом.

Хотя я сомневаюсь в своей способности вести беседы на тему семейной жизни, мой небольшой опыт исповеди и духовного наставничества наших братьев, живущих в миру и борющихся на этом благословенном поприще, подсказал мне ограничиться лишь ответом на вопрос, который мы часто слышим от людей семейных: “Отче, мы живем в мире, находимся в обществе, имеем семью, как же мы можем спастись? Возможно ли нам достичь уровня тех святых, о которых мы читаем в книгах?”

ekklpaides2

Я думаю, мы можем остановиться на этой теме и посмотреть, как разворачивается духовная борьба внутри семьи, как здесь можно сражаться со страстями, как исцеляется и освящается здесь человек.

Мы знаем, что святые каноны нашей Церкви хранят незыблемой подлинную православную нравственность. Первое правило Гангрского Собора гласит: “Если кто порицает брак, и гнушается верною и благочестивою женой, совокупляющеюся со своим мужем или её порицает, как немогущую войти в Царствие, тот да будет под клятвой”. Несомненно, строгость и резкость этого правила, равно как и многих других, ему подобных, дает нам прочную основу для разрешения этого вопроса и теперь нам остается лишь рассмотреть духовную борьбу внутри семьи на практике.

Христианская жизнь и, в особенности, рассматриваемая нами жизнь семейная, представляет собой образ триипостасной Божественности. Семья как общение личностей отображает во всей полноте любви единство Святой Троицы, где каждое лицо сохраняет свою ипостась, не нарушая этого единения и живя единой природой трех лиц. Классический термин “единство в Троице и Троица в единстве” ясно выражает всю тонкость и стройность этих Божественных взаимоотношений, одновременно являясь архетипом каждой настоящей семьи.

Соответственно, мораль выводится из догмы, а православный взгляд на человека внутри семьи – это сохранение, равно как и восполнение личности в единстве семейного союза, основанного на любви, где все члены составляют единое нерушимое и неделимое тело.

Все святые отцы сходятся на том, что раскол и разделение проистекают из личностного разрушения и размывания в каждом отдельном человеке его сотворенности по образу Божьему и его природной красоты. Результатом этого является индивидуализм и отчужденность со всеми их печальными последствиями. Как следствие грехопадения, приходят страсти, представляющие собой болезнь нашей природы, постоянного и коварного врага нашего спасения.

Поэтому каждый из нас, где бы он не находился, имеет перед собой стену страстей, которую необходимо преодолеть для того, чтобы получить возможность общения в любви с живым и истинным Богом, сотворившим его, равно как и с людьми – образами Божьими и его братьями. И в большей степени – внутри семьи, где связь должна быть настольно сильной, чтобы составить сплоченное и неделимое тело, несущее на себе все тяготы, словно один человек.

Наши святые, руководствуясь своим личным опытом и Божественной мудростью и, главным образом, вседобродетельной и образцовой жизнью нашего Господа, выделяют среди страстей три основополагающие, называя их гигантами страстей, от которых, как из источника, разливаются и другие страсти, образуя запутанный лабиринт всех направленных против нас ухищрений врага нашего спасения.

Они ничем не отличаются от тех, которыми сатана искушал Господа, когда Тот постился в пустыне, из-за чего они по праву считаются главнейшими. Ведь если бы они не дополняли весь круг диавольских искушений, диавол не был бы полностью обезоружен.

Этими страстями являются: тщеславие, себялюбие и сладострастие. И поскольку они осаждают каждого человека и становятся препятствиями на его пути к Христу, давайте же рассмотрим, как они действуют в пространстве семьи, как бороться с ними, дабы они не достигли своей цели – всеобщего разделения, которое начинается внутри нас самих, распространяется на наших близких, нашу семью, и заканчивается отходом от Бога и Спасителя нашего.

Сластолюбие видит первоочередной целью и смыслом брака и жизни в целом наслаждение, и на этой основе строится все поведение подверженного этому греху человека. Сластолюбие лишает его общения и связи с другими людьми, обесценивает личность человека, превращая ее в вещь, сосредотачивается на внешнем облике, а не на внутренней глубине, не приносит человеку удовлетворенности, делая его жизнь мимолетной. Если сластолюбие возобладает над человеком, оно превратит его в настоящего раба и пленника, уведя от свободы Церкви, нанеся смертельный удар по семейному союзу истинной любви и разрушив все хорошее и благородное, что есть в браке.

ekkloikogeneia2

Лекарством от этой болезни является трудолюбие, стремление к любого рода борьбе и добродетели, ведь благо достигается трудом и скорбью закрепляется. А наша Церковь, согласно святому Максиму Исповеднику, является необходимым условием для правильного отношения ко всему.

Трудолюбие, борьба и, прежде всего, любовь, любовь Божественная преображают подверженного страстям человека, освящают его душевную и телесную жизнь, освобождая тем самым его вершину – разум. Именно эта любовь помогает человеку правильно судить обо всем, ведя тело к освящению и целомудрию, удерживая человека на высоте “образа Божия” и делая его пути и цели “подобием Божиим”.

Таким образом, эти три величайшие страсти (тщеславие, себялюбие и сластолюбие) одолевают каждого человека как в монашестве, так и на поприще брака и семьи, овладевают человеком различными орудиями и методами, но с единой целью – помешать ему найти освящение и спасение.

Святой Иоанн Златоуст учит нас: “Сделай свой дом Церковью”. Церковь является храмом и местом поклонения Богу. Так и при ежедневной семейной молитве, когда все члены семьи вместе стоят перед небесным Отцом, ища Его Божественной милости, сплачивающей и приближающей к Нему любви, раскаиваются в каждодневных ошибках и принимают на себя благодать Святого Духа.

Церковь – это также место духовного исцеления от страстей. Ровно таким образом действует в Православии истинный киновиальный монастырь. Сосуществование, совместная жизнь, супружество и, в целом, общение домашней Церкви – семьи – стачивают острые углы характера, расширяют пространство сердца и учат, что без любви во Христе и совершенствования семейная жизнь каждый миг может легко разрушиться.

Палестрой, стадионом и гимнастической школой этот же отец Церкви называет семью, ведь это поистине трудная и долгая дорога, а препятствия, искушения и скорби, встречающиеся на пути семьи, порой невыносимы. Поэтому необходимо опереться на непоколебимый камень – Христа и Его Церковь, чтобы волны не унесли нас в пучину.

“Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви” (Еф. 5:32). Господь уничижил себя, став человеком, основал Церковь и с тех пор “питает и греет ее”, как Небесный Жених, оставаясь ее главой. Ни Церковь не могла бы существовать без Христа, ни Христос не смог бы без Церкви открывать человеку Свои богодейственные таинства. Так и в семье один не может существовать без другого, и, подобно телу, семья не может пребывать в целостности, если главой ее не является Христос.

Нужно отметить также, что благожелательная по отношению к каждому из нас Божественная воля – это наше спасение и обожение. В этом цель и итог всей нашей жизни. Следовательно, и семья, и монашество, являются не самоцелью, а средством спасения. И семья – это метод спасения, который должен не возводиться в абсолют сам по себе, но вести нас к Богу. Все образования нашей жизни временны и преходящи, и важно лишь то, насколько они могут привести нас к вечному Царству Божию. Если семья не ведет к Богу, то все свершения ее временны, слабы и обречены на погибель, как и она сама, если становится лишь образом жизни нынешнего века.

Семья достигает своей цели не тогда, когда члены ее добиваются мирского успеха, и не тогда, когда она до конца сохраняет свою целостность, но лишь в том случае, если члены ее достигают освящения и обожения.

Любая другая оценка семьи по человеческим и мирским критериям ущемляет семью и существенно ограничивает ее возможности.

Хочу закончить словами одного современного преподобного афонского аскета: “Когда мы учимся преодолевать свое я, мы становимся настоящими членами своей семьи. Если мы становится настоящими членами нашей семьи, преодолев себя, мы делаемся истинными членами семьи всего человечества, семьи Адама, и отныне можем молиться Богу за весь мир. И это есть не что иное, как поселение в нашем сердце Святого Духа. Неслучайно, что за тремя величайшими иерархами нашей Церкви стоят святые матери, святые отцы, святые семьи. Если мы хотим изменить мир, мы должны изменить себя и свои семьи».

Я желаю, чтобы Господь благословил всех вас, сплотил и сохранил ваши семьи благодатью Святого Духа. Аминь.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

http://www.pemptousia.ru/2017/09/духовная-борьба-внутри-семьи/
 http://www.pemptousia.ru/2017/10/семья-как-церковь/