СТАРЕЦ СХИАРХИМАНДРИТ ВИТАЛИЙ О «МАЛЫХ ГРЕХАХ»

        Небольшую боль причиняет царапина иголкой. Но если бы кто вздумал долго накалывать иголкой свое тело на одном и том же месте, то такая штука имела бы вредные последствия. Ибо хотя и случается едва приметная заноза, но производит столь сильное воспаление, что признается нужным отсечь целый член. Подобно сему желающий душевного спасения должен беречься и малых по видимому грехов, и приносить в них покаяние. Потому что многократное повторение и малых грехов или непосредственно ведет к беззакониям, или ест уже смертный грех, лишающий душу благодатных сил ея. Убегай даже самых, казалось бы незначительных грехов, потому что не удаляющийся от малых непременно впадет и в большие и тяжкие — кто побеждается в малых вещах, тот побеждается и в великих (авва Исайя).
Каким бы малых ни казался грех, он всё-таки есть злое семя, из которого может вырасти огромное зло. Это то же, что семя ядовитого растения, несмотря на то, что оно мало, а как смертоносны плоды, когда оно возрастет! Таковы, например, опыты невоздержания… Такова склонность слушать насмешки над другими и даже клевету. Поначалу это — шутки, не более, а между тем она обращается в привычку к насмешливости, пересудам и сплетням. Всякий преступник был вначале невинным и не вдруг сделался великим грешником. Первый шаг его на пути порока был мало заметен, но не был остановлен и послужил началом ужасных злодеяний. И душегубец, быть может, сначала задушил только птичку…
Грех, как огонь, с которым шутить очень опасно! Один нечистый взгляд, одно соблазнительное слово могут довести человека до грехов великих. Остерегайся малого, для того, чтобы не впасть в большее. Берегись малого — в большее не впадешь. Будем внимать себе и заботиться о легком, пока оно легко, чтоб оно не стало тяжелым, потому что и «добродетели и грехи начинаются от малого и приводят к великому добру или злу» (авва Дорофей). Истребляй грех, пока он мал, пока легко ему противиться. Не то будет, если дашь ему развиться и укрепиться в себе — из него, как пламя из не потушенной искры, образуется греховная привычка. Чтобы не терпеть тяготы греховной, бодрствуй постоянно над собою. Наблюдай за своими словами, мыслями, чувствованиями и желаниями. Не давай себя в плен лютейшему из всех врагов и ужаснейшему из всех зол, то есть греху…
Сердце человека есть нива, заросшая тернием греха. Возделывая сию ниву, христианин должен помнить, что корни страстей в нем не совсем истребляются — до самой смерти. И при малейшей с рашей стороны рассеянности, небрежности могут пустить от себя ростки, которые безпрепятсвенно заглушат доброе семя, с трудом посеянное и с трудом возращаемое. Не часто ли бывает достаточно одной минуты нравственного нашего усыпления и нерадения, чтобы позволить внедриться в наше сердце злу, для истребления которого нужны целые годы жизни?
Храните сие, занимайтесь во всякое время и делах ваших Иисусовой молитвой. Держите твердую веру православную и терпите молитвенно. Желаем вам всем ликовать в будщей жизни с Господом и Его Пречистой Матерью.